Прот. Андрей Ткачев. Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами

Сегодняшнее евангельское чтение посвящено насыщению Исусом Христом большого числа людей малым количеством пищи. Таких событий было два: насыщение четырёх тысяч человек семью хлебами и пяти тысяч — пятью хлебами. Об этих событиях говорят все евангелисты (Мф. 14, 14‒21; Мк. 6, 32‒44; Лк. 9, 10‒17; Ин. 6, 1‒15). Слово Божие должно распространяться устно. Главный способ распространения Евангелия — это устная проповедь. Чтение Евангелия — это признак нищеты и скудости. Апостолы проповедовали устно, и люди слушали их. В книги Нового Завета вместилось гораздо меньше, чем они сказали. Евангелие от Иоанна заканчивается словами: если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21, 25). Появление книг новозаветных — это знак постепенного оскудения источника проповеднического. То есть людям уже приходилось читать, потому что не хватало живых свидетелей и не хватало устного научения. Иоанн Богослов, как говорит нам Священное Предание, прочёл уже существовавшие тексты, написанные Матфеем, Марком и Лукой, и сказал своё авторитетное слово: здесь всё правильно. А потом создал своё Евангелие, где описал то, о чём не было сказано в первых трёх. У Иоанна мы встречаем длительные беседы с Никодимом, с самарянкой, слова Христа о Небесном Хлебе, Его чудные беседы о воскресении мёртвых, Его предсмертную гефсиманскую первосвященническую молитву, то есть сюжеты, которые нигде не повторяются у других евангелистов. А вот рассказ о насыщении малым числом хлебов большого числа людей есть у всех евангелистов, но Иоанн всё же посчитал нужным сказать о нём. Значит, событие это слишком важное, чтобы обойти его вниманием.

Безусловно, насыщение хлебом большого количества людей — это признак того, что Христос — истинный Мессия. Не зря евреи потом искали Его, чтобы сделать царём, ведь мессианство— это проявление милости к роду человеческому. Евреи ждали, что Мессия исцелит больных, воскресит мёртвых, утолит голод и прекратит войны. Он будет миротворец, исцелитель, чудотворец, кормилец и питатель. И Христос исполняет пророчества о Себе, Он кормит людей. Господь — наш истинный кормилец. Святитель Тихон Задонский часто и подолгу молился по ночам, его вопли были слышны за дверями кельи. Он взывал к Богу: «Господи, не оставь! Господи, помоги! Кормилец, пощади!» Он, в частности, называл Господа кормильцем, потому что Бог действительно кормит всякую тварь. И трава, и пшеница, и любой другой злак растёт благодаря Божьей силе. Без Него ничего в мире не происходит. Он переживает о каждом человеке. Но это — лишь поверхность евангельского эпизода, читаемого сегодня. Главное здесь то, что указывает нам на таинство Евхаристии. Умножение хлебов указывает нам на таинство Евхаристии, хлеб может быть земным, а может превращаться в небесный. Земной хлеб, принесённый на литургию, превращается в небесный хлеб. Мы приносим на литургию плоды наших трудов— хлеб, испечённый из квасной муки пшеничной, белый и чистый, кладём его на престол. И по призыванию Духа Святого нам даётся такой подарок — этот хлеб становится Телом Христовым, то есть земное делается небесным. Кроме того, есть третий момент. Я думаю, что это евангельское чтение опять нас возвращает к мысли о том, как нужно есть. Нужно рассматривать нашу повседневную пищу как подарок Божий. Христос перед тем, как благословить эти хлебы, преломить их и дать ученикам, воззрел на небо. Это означает, братья и сёстры, что все мы перед тем, как вкушать пищу, должны смотреть на небо, то есть должны вспоминать, что всё это — Божье. У премудрого Соломона в книге Екклесиаста есть такие слова: Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это — от руки Божией; потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него? (Еккл. 2, 24‒25). Если мы едим, пьём и мы сыты, то это тоже — Его подарок. Поэтому, садясь за стол, мы должны понимать, что мы садимся за раскрытую Божию ладонь. И это есть подарок, а за подарок нужно благодарить. Христос возвёл Свои очи на небо, и мы тоже должны поднимать свои очи на небо и приучиться крестить и себя, и пищу, говоря: «Господи, благослови эту еду!» — а по насыщении — благодарить Господа. Этот обычай раньше был повсеместным. В старину люди даже в трактирах обращали свой взгляд на святой образ (да, образа и в трактирах были), осеняя себя крестом, и читали молитву перед едой. Я читал одну историю про те времена, когда благочестие уже исчезало в народе. Один крестьянин, будучи на ярмарке в городе, зашёл пообедать в закусочную и, когда принесли заказ, он долго и истово молился. Крестьяне раньше ели, знаете, так не спеша, красиво, опрятно, помогая себе хлебушком, чтобы бороду не запачкать... Люди ели — как таинство совершали. Современный мир жрёт и пьёт на ходу. Люди никогда так не ели. В Польше и у католиков, и у православных был обычай: разрезая буханку хлеба, надрезали сверху крест на хлебе, а потом уже первый кусок отрезали с молитвой. Люди понимали, что всё святое, всё — Божье... И вот, такой человек пришёл в трактир, помолился, сел, плотно и красиво поел то, что ему принесли, потом встал и поблагодарил Бога, помолился опять. А какие-то мужики сидят, пьют и смеются над ним: «У вас что, в деревне все такие сумасшедшие? Все молятся вот так, как ты — до, после еды?» — «Нет, — говорит, — далеко не все. У нас есть ещё овцы, свиньи, козы и коровы. Они всего этого не делают. Они просто жуют то, что им насыпали». Вкушение пищи — это таинство. Не будет лишним об этом ещё раз вспомнить. Человек должен относиться к пище как к Божьему подарку. Есть вещи, характерные для современной городской культуры, но недопустимые для христиан. Например, люди покупают так много продуктов, что не успевают съедать их, они пропадают, и их выбрасывают. Это грешно. Может быть, конечно, благодаря этому свинству осуществляется какой-то Промысл Божий о бомжах. Но это всё равно неправильно. Если уж мы такие добрые, бомжей нужно кормить из рук в руки. И следует пересматривать своё домашнее хозяйство: если старое есть, новое покупать не надо. Надо съедать то, что есть. И умная хозяйка приготовит что-нибудь вкусное из того, что осталось. Например, такое дорожайшее ресторанное блюдо — фондю. Оно состоит из сыра, белого вина и сухарей. Всего-навсего, себестоимость копеечная! Раньше швейцарские пастухи, уходя в горы, брали с собой кусок сыра, сухарь, баклажку с вином и спиртовку, чтобы разогреть себе еду. Они разогревали на спирту этот сыр, в него макали хлебушек и запивали вином. Это блюдо родилось от простоты, а сегодня превратилось во что-то такое эдакое. Человеку нужно приучить себя: например, есть сегодня гречка — варим гречку, и нечего выдумывать и бежать за мясом. Есть сегодня перловка — варим перловку. А умная хозяйка из топора суп сварит, она может приправить чем-то, подсолить, поперчить, лечо какое-нибудь добавить — и уже вкусно, съел — и доволен. Это очень важно, братья и сёстры, потому что, раз уж история течёт прямо, то мы неизбежно движемся к временам антихристовым. Я не любитель говорить на эти темы, я сам раздражаюсь на кликуш, которые только об этом и трубят. Но об этих последних временах, когда человек окончательно испортится, у пророков говорится: Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся (Ос. 4, 10). То есть похоть будет, но дети рождаться не будут, Бог не благословит на детей. И все будут есть, есть, с утра до вечера есть — и будут голодны. И эти вечно голодные первыми и поклонятся Зверю, потому что кто не имеет власти над своим чревом — тот раб. Каждый час необузданное чрево требует подпитки: что-то пожевать, что-то погрызть, и человек всё время ходит, ищет чего-то в холодильнике. Это — рабство животу, языку, чреву, гортани. Конечно, мы с вами должны быть хоть несколько свободными от прихотей своего чрева. Снова повторю то, что говорил уже, может быть, не раз: голод утоляется хлебом. Для того чтобы утолить голод, много не нужно. Нужен помидор, огурец, щепотка соли, стакан воды или кваса, нужен кусок хлеба, тот же кусок сыра, что-то простое. Всё, что выходит за эти пределы, — это уже поиск раздражителей для гортани и чрева. Это же касается и наших испорченных детей. Мы все с вами испортили своих детей мороженым, пирожными, чупа-чупсами и кока-колой. Мы испортили их вкус, они не чувствуют простой пищи. Они охамели оттого, что не знают голода. Это маленькие наглецы, которые из нас же под старость будут кровь пить, потому что мы вырастили их неблагодарными, жадными, сластолюбивыми и невоздержанными. Эти кровопийцы будут первым нашим наказанием. Голодный ребёнок должен есть хлеб: если он хлеба не ест — он не голоден. Не нужно потакать человеческому вкусу: хочу то, хочу это, хочу ещё вот это. Они, конечно, хотят сладкую вату, они, конечно, хотят всякие «сникерсы», но ведь не это спасает от голода. В мире заговорили о продовольственном кризисе. Полуторамиллиардный Китай уже начал есть мясо. В Китае мясо не ели тысячелетиями, его там употребляло полпроцента населения. У них даже «вельможа» в переводе значит «тот, кто ест мясо». Великий начальник — это тот, кто ест мясо. Не потому, что мяса не хватало, а потому, что структура их общества подразумевает отличительные черты в одежде, в питании для людей низкого и высокого звания. Китайцы начали есть мясо, и теперь во всём мире не будет хватать мяса. Китайцы начали пить пиво, и теперь весь мир будет производить пиво, чтобы китайцам хватило. Это значит, что те земли, что раньше засевались хлебом, будут засеваться ячменем для пива. Надо понимать, что мы живём в сумасшедшее время. Неконтролируемо растёт потребление товаров. Потребитель хочет жрать с утра до вечера и меньше работать, и не трогайте его, потому что он такой великий, и не делайте ему замечаний. Вот портрет современного человека. Долго ли это будет продолжаться? Грянет гром, и всему придёт конец. Люди начнут есть трупы, которые будут лежать вокруг на улицах, причём сырые, не жаренные. Такое уже было в истории. Если выйти на улицу и сказать это людям, стоящим на трамвайной остановке, они решат, что я сумасшедший. И вы об этом никому не говорите. Мы с вами беседуем об этом, потому что вы стоите на Литургии, вы хоть немного имеете в себе познание Божьих тайн, понимаете, что жизнь — не шутка. Чтобы отодвинуть эти страшные времена, нам нужно взять под контроль свой язык, своё чрево. Необходимо научиться быть благодарными Богу и обходиться тем, что есть, и этому же учить своих детей. Вообще, есть такая замечательная английская пословица: голод —лучшая приправа. Всё вкусно, когда человек голоден. Когда он поработал и проголодался, ему всё всласть. Как говорится, сладок сон бедняка. А богатый от пресыщения своего ворочается на ложе и до утра не имеет покоя. Всё сладко в мире: сон — наслаждение, хлеб — наслаждение, труд — тоже наслаждение. Важно наслаждаться тем, что нужно. Как говорил блаженный Августин, вся беда человеческого рода в том, что мы пользуемся тем, чем нужно наслаждаться, а наслаждаемся тем, чем нужно пользоваться. Что ещё можно сказать о сегодняшнем евангельском чтении? Когда апостолы говорят, что люди голодны, Господь велит им: «Вы дайте им есть», — и они отвечают: «У нас нет, у нас только пять хлебов». Данное чтение, мне кажется, указывает также и на проповедь Евангелия. «Вы дайте им есть» — это призыв к апостолам, что они должны трудиться. Так Господь их заранее учил, что при всей своей человеческой скудости (скуден сам по себе Пётр, скудны сами по себе и Андрей, и Иоанн, и Фома, и Варфоломей, ведь они — люди) они должны трудиться, а Бог приумножит. Господь как бы говорит: вы дайте им малое, а Я умножу. Христос не Сам кормил народ. Он преломлял, благословлял, давал апостолам, а они — народу. А пища всё умножалась. И в этом я вижу призыв ко всем, кто занимается проповедью Слова Божьего. «Вы ломайте эти маленькие пять хлебушков, а Я умножу». Бывает, думаешь: «Господи, что я могу, я ничего толком не знаю. Кого и чему я могу научить?» — «Ты ломай, а Я умножу». Понимаете? Когда Бог звал Моисея на проповедь, чтобы он евреев вывел из плена египетского, Моисей говорил: «Я гугнив и несмыслен», — то есть не могу нормально разговаривать. И Господь сказал: «Ты иди, а Я всё сделаю». — «Кто я такой, чтобы вывести народ Израиля?» — «Я с тобой буду». Совершенно верно, что не оскудеет рука дающего. По мере того, как даёшь, резервуары наполняются, ещё больше даёшь — ещё больше наполняются. А кто удержал своё в себе, в том эта вода зацвела, загнила, и уже никому не нужна, даже тебе самому. Поэтому нужно трудиться, и Бог умножит наши труды. Наконец, интересно, что когда люди ели, получилось 12 коробов остатка. Было количество, которое помещается в полах одежды одного человека, а 5 тысяч наелись, и остатков осталось 12 коробов, по числу святых апостолов. Каждый из апостолов взял на плечи короб с объедками и нёс на себе вещественное доказательство всемогущества Иисуса Христа. В том числе, кстати, и Иуда. Он тоже нёс на себе короб с кусками хлеба, он видел, что Христос всесилен. Однако, как вы видите, это не помешало Иуде стать предателем. Участие в таинствах и в чудесах ничего не гарантирует. Можно вымолить у Бога чудо, можно быть участником этого чуда, можно всей кожей ощущать Божественное присутствие. И всё-таки это не страхует нас от того, чтобы не соблазниться, не споткнуться, не изменить, не стать трусами, предателями или беглецами с поля боя. Это мы видим на примере Иуды благодаря сегодняшнему чтению. Закругляя эту тему, я хотел бы, чтобы мы пересмотрели своё отношение к земному хлебу, к простой пище. Апостол Павел сказал: Не духовное прежде, а душевное, потом духовное (1 Кор. 15, 46). Если мы не разберёмся с земными вещами, как мы сможем разобраться с вещами небесными? Как мы можем сейчас рассуждать о Святой Троице или о Страшном Суде, если не научились даже доедать за собой, не выбрасывая пищу в мусорное ведро? Если мы в малом не можем быть верны, кто доверит нам большее? Поэтому сегодняшнее Евангелие — серьёзный урок нам, братья и сёстры, и будем благодарны Исусу Христу и Его Святой Церкви за то, что мы можем об этом говорить, рассуждать и исправлять свою жизнь. Я твёрдо верю, что человек, благодарно относящийся к каждой крошке хлеба и каждой капле воды, от голода страдать не будет. А также верю в то, что от голода не будут страдать и его дети. А вот неблагодарный человек, бросающий в мусорник не-дожёванный пирожок или выливающий в унитаз испорченный борщ, который недоели из-за того, что всего полно, — такому человеку Правосудный Бог может и голод послать. Или такую болезнь желудка, что ты потом ничего уже съесть не сможешь. Поэтому, чтобы нам быть здоровыми, чтобы нам не знать, что такое недостаток хлеба, давайте сегодня будем бережны к каждому кусочку. И будем помнить, что всё это — от руки Божией.

Вернуться к новостям

Фотоальбом

Здесь вы найдете фотографии нашего прихода сделанные за много лет. Службы, праздники, общие фотографии с прихожанами.

Подробнее

Завершилась паломническая поездка воскресной школы в Свято-Введенский женский монастырь

Уже стало доброй традицией паломничество учащихся воскресной школы прихода храма иконы Божией Матери «Скоропослушница». Этот монастырь отдаленное, но удивительно благодатное место. Седьмой год подряд ребята приезжают сюда набраться духовного опыта, помочь монастырю и отдохнуть. С большой радостью встречают здесь трудников настоятельница матушка Ксения с сестрами, духовник обители архимандрит Нифонт и отец Мефодий – архимандрит из  Псково-Печерского монастыря.

Многие ребята уже были здесь, а тем, кто попал в монастырь впервые, пришлось привыкать к непростым условиям монастырской жизни: молитвы, послушания, дежурства. Первая половина дня была заполнена работой в поле, огородах, в монастырской трапезной. А вторая половина после обеда и тихого часа – спортивые игры, книги, шахматы, представления, походы на речку и в лес за ягодами. Непростое, но интересное занятие для ребят – это музыкально-театральные представления. Они были посвящены военной и русской народной песне. А также постановке по мотивам русских народных сказок. На таких представлениях были и гости, это местная многодетная семья Льва и Ирины, с которыми наши ребята подружились. Гости исполняли духовные песни, которые всем понравились. По вечерам – традиционная «свеча», обмен впечатлениями за день. И весь день насыщен общением с природой: это и пение птиц, кузнечики, лягушки и аисты на поле; и соседи: курочки, коровы с теленком и бычком, вислоухие козочки по дороге на ближний источник  – этого очень не хватает современным городским детям.

Духовная жизнь – это тоже большой труд: утренние и вечерние молитва, пение Канона Божией Матери с сестрами, акафист св. равноап. кн. Владимиру, молитва св. равноап. кн. Ольге, молитва о мире, духовные беседы и наставления архимандрита Мефодия, крестный ход на источник Иоанна Предтечи, походы на источник св. Николая Угодника, причащение Святых Христовых Тайн.  Ребятам оказали поддержку наши священники: иерей Василий Соколов и иерей Андрей Силиванов. Здесь, в монастыре можно ощутить силу совместной молитвы и почувствовать Божию благодать.

За оказанный радушный прием и попечение о воспитанниках воскресной школы благодарим духовника обители архимандрита Нифонта, настоятельницу матушку Ксению со сестрами и за духовное окормление архимандрита Мефодия. Надеемся еще не раз с Божие помощью приехать сюда и потрудиться во Славу Божию.

  • 20220702 134928

  • 20220703 171624

  • 20220704 072445

  • 20220704 095659

  • 20220705 112400 1

  • 20220705 112400

  • 20220706 063719

  • 20220707 115449

  • 20220707 122212

  • 20220707 170518

  • 20220710 111916

  • 20220710 150730

  • 20220710 150855

  • 20220713 074633 1

  • 20220713 074633

  • 20220713 075952

  • 20220713 085442

  • 20220713 094358

  • 20220713 164409

Вернуться к новостям

Фотоальбом

Здесь вы найдете фотографии нашего прихода сделанные за много лет. Службы, праздники, общие фотографии с прихожанами.

Подробнее

«Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение»

10 июля -- день памяти прп. Амвросия Оптинского.

Советы и наставления свои, которыми старец Амвросий пользовал души приходивших к нему с верою, преподавал он или часто в уединенной беседе, или вообще всем окружавшим его в форме самой простой, отрывочной и нередко шутливой. Вообще нужно заметить, что шутливый тон назидательной речи старца был его характерной чертой.

***

«Как жить?» — слышался старцем со всех сторон общий и весьма важный вопрос. По своему обыкновению он отвечал в шутливом тоне: «Жить — не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать и всем мое почтение». Такой тон старцевой речи вызывал часто улыбку на устах легкомысленных слушателей. Но если посерьезнее вникнуть в это наставление, то каждый увидит в нем глубокий смысл. «Не тужить» — т.е. чтобы сердце не увлекалось неизбежными для человека скорбями и неудачами, направляясь к Единому Источнику сладости вечной — Богу; чрез что человек при бесчисленных и разнообразных невзгодах может успокаивать себя, мирясь с ними, или «смиряясь». «Не осуждать», «не досаждать». — Ничего нет обыкновеннее между людьми осуждения и досаждения, этих исчадий погибельной гордости. Их одних достаточно к тому, чтобы низвести душу человека во дно адово, между тем как они большей частью и за грех не считаются. «Всем мое почтение» — указывает на заповедь апостола: в почтительности друг друга предупреж­дайте (Рим 12, 10). Сводя все эти мысли к одной общей, мы видим, что в вышеприведенном изречении проповедовалось старцем главным образом смирение, эта основа жизни духовной, источник всех добродетелей, без которого, по учению святого Иоанна Златоуста, как упомянуто прежде, невозможно спастись.

***

На предлагавшийся старцу общий вопрос: «Как жить?» — иногда отвечал он и несколько иначе: «Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно; тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно».

***

«Мы должны, — еще говорил старец, — жить на земле так, как колесо вертится: чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремиться вверх; а мы как заляжем на землю, так и встать не можем».

***

«Спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою»

На вопрос, как это праведники, зная, что они хорошо живут по заповедям Божиим, не возносятся своею праведностью, старец ответил: «Они не знают, каков ожидает их конец». «Потому, — прибавлял он, — спасение наше должно содеваться между страхом и надеждою. Никому ни в каком случае не должно предаваться отчаянию, но не следует и надеяться чрезмерно».

***

Вопрос: можно ли желать совершенствования в жизни духовной? Ответ старца: «Не только можно желать, но и должно стараться совершенствоваться в смирении, т.е. в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари».

***

О терпении: «Когда тебе досаждают, никогда не спрашивай — зачем и почему. В Писании этого нигде нет. Так, напротив, сказано: если кто ударит тебя в десную ланиту, обрати ему и другую. В десную ланиту на самом деле ударить неудобно, а это разуметь нужно так: если кто будет на тебя клеветать или безвинно чем-нибудь досаждать, — это будет означать ударение в десную ланиту. Не ропщи, а перенеси удар этот терпеливо, подставив при сем левую ланиту, т.е. вспомнив свои неправые дела. И если, может быть, ты теперь невинен, то прежде много грешил; и тем убедишься, что достоин наказания».

***

Если кто-либо из братии, по малодушию и нетерпеливости, скорбел о том, что его не скоро представляют к мантии, или к иеродиаконству и иеромонашеству, старец имел обыкновение так говорить в назидание: «Это, брат, все придет в свое время, — всё дадут; добрых дел никто не даст».

***

«Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться»

О раздражительности: «Никто не должен оправдывать свою раздражительность какою-нибудь болезнью, — это происходит от гордости. А гнев человека, по слову святого апостола Иакова, не творит правды Божией (Иак 1, 20). Чтобы не предаваться раздражительности и гневу, не должно торопиться».

***

Беседуя о зависти и памятозлобии, старец сказал: «Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное — не мстить им и быть осторожным, что- бы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».

***

«Любовь, конечно, выше всего. Если ты находишь, что в тебе нет любви, а желаешь ее иметь, то делай дела любви хотя сначала без любви. Господь увидит твое желание и старание и вложит в сердце твое любовь».

***

«Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться, потому что с помощью Божией человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит. Он тогда только прекращает жизнь человека, когда видит его готовым к переходу в вечность или же когда не видит никакой надежды на его исправление».

***

О милостыне старец Амвросий говорил: «Святой Димитрий Ростовский пишет: если придет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь».

***

Еще: «Святитель Иоанн Златоуст говорит: начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать больше и даже с лишением себя, а наконец уже готов будешь отдать и все, что имеешь».

***

На вопрос, как понимать слова Писания: будьте мудры, как змии (Мф 10, 16), — старец объяснил: «Змея, когда нужно ей переменить старую свою кожу на новую, проходит чрез очень тесное, узкое место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою прежнюю кожу: так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения евангельских заповедей. При всяком нападении змея старается оберегать свою голову. Человек должен более всего беречь свою веру. Пока вера сохранена, можно еще все исправить».

***

«Безбожникам нет оправдания»

«Я говорила как-то батюшке, — пишет его духовная дочь, — об одной семье, что мне всех их очень жаль, — они ни во что не верят, ни в Бога, ни в будущую жизнь; жаль именно потому, что они, может быть, и не виноваты в этом сами, их воспитывали в таком неверии или были другие какие причины. Батюшка закачал головой и так гневно сказал: “Безбожникам нет оправдания. Ведь всем, всем решительно, и язычникам проповедуется Евангелие; наконец, по природе всем нам от рождения вложено чувство познания Бога; стало быть, сами виноваты. Ты спрашиваешь, можно ли за таких молиться? Конечно, молиться за всех можно”. “Батюшка! — говорила я вслед за тем. — Ведь не может ощущать в будущей жизни полного блаженства тот, которого близкие родные будут мучиться в аду?” А батюшка на это сказал: “Нет, там этого чувства уже не будет: про всех тогда забудешь. Это все равно как на экзамене. Когда идешь на экзамен, еще страшно и толпятся разнородные мысли, а пришла — взяла билет (по которому отвечать), про все забыла”».

***

Пришел к старцу какой-то господин, не верящий в существование бесов. Господин сказал: «Воля ваша, батюшка, я даже не понимаю, что это за бесы». На это старец ответил: «Ведь и математику не все понимают, однако она существует».

***

О лености и унынии: «Скука — унынию внука, а лени дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись; тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь».

***

О нечувствии и бесстрашии, по поводу внезапной смерти С., батюшка сказал: «Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши».

***

«Вот смерть-то не за горами, а за плечами, а нам хоть кол на голове теши»

Еще говорил: «Если на одном конце деревни будут вешать, на другом конце не перестанут грешить, говоря: до нас еще не скоро дойдут».

***

О силе покаяния рассказывал следующее: «Один все грешил и каялся, и так всю жизнь. Наконец покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит: он мой. Господь же говорит: нет, — он каялся. “Да ведь хоть каялся, опять согрешал”, — продолжал диавол. Тогда Господь ему сказал: “Если ты, будучи зол, принимал его опять к себе после того, как он Мне каялся, то как же Мне не принять его после того, как он, согрешив, опять обращался ко Мне с покаянием? Ты забываешь, что ты зол, а Я благ”».

***

«Бывает, — так говорил батюшка, — что хотя грехи наши чрез покаяние и прощаются нам, но совесть все не перестает упрекать нас. Покойный старец отец Макарий для сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан: боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются шрамы, т.е. упреки совести».

***

«Хотя Господь и прощает грехи кающимся, но всякий грех требует очистительного наказания. Например, благоразумному разбойнику Сам Господь сказал: Ныне же будешь со Мною в раю (Лк 23, 48); а между тем после этих слов перебили ему голени; а каково было еще на одних руках, с перебитыми голенями повисеть на кресте часа три? Значит, ему нужно было страдание очистительное. Для грешников, которые умирают тотчас после покаяния, очищением служат молитвы Церкви и молящихся за них, а те, которые еще живы, сами должны очищаться исправлением жизни и милостынею, покрывающею грехи».

***

«Креста для человека (т.е. очистительных страданий душевных и телесных) Бог не творит. И как ни тяжек бывает у иного человека крест, который несет он в жизни, а все же дерево, из которого он сделан, всегда вырастает на почве его сердца». Указывая себе на сердце, батюшка прибавлял: « Древо при исходищах вод , — бурлят там воды (страсти)».

***

«Когда человек, — говорил еще старец, — идет прямым путем, для него и креста нет. Но когда отступит от него и начнет бросаться то в ту, то в другую сторону, вот тогда являются разные обстоятельства, которые и толкают его опять на прямой путь. Эти толчки и составляют для человека крест. Они бывают, конечно, разные, кому какие нужны».

***

«Иногда посылаются человеку страдания безвинно для того, чтобы он, по примеру Христа, страдал за других. Сам Спаситель прежде пострадал за людей. Апостолы Его также мучились за Церковь и за людей. Иметь совершенную любовь — и значит страдать за ближних».

***

Говорил еще старец: «Один брат спросил другого: кто тебя обучил молитве Иисусовой? А тот отвечает: бесы. — “Да как же так?” — “Да так: они беспокоят меня помыслами греховными, а я все творил да творил молитву, — так и привык”».

***

Один брат жаловался старцу, что во время молитвы множество бывает разнообразных помыслов. Старец на это сказал: «Ехал мужик по базару; вокруг него толпа народу, говор, шум, а он все на свою лошадку: но-но! но-но! — так помаленьку-помаленьку и проехал весь базар. Так и ты, что бы ни говорили помыслы, все свое дело делай — молись!»

***

Чтобы люди не оставались в беспечности и не возлагали всю свою надежду на постороннюю молитвенную помощь, старец повторял обычную народную поговорку: «Боже-то поможи, да и сам мужик не лежи». А Т. сказала: «Батюшка! Чрез кого же нам просить, как не через вас?» Старец ответил: «И сама проси; ты вспомни, — двенадцать апостолов просили Спасителя за жену хананеянку, но Он не услышал их; а сама стала просить, упросила».

***

Но так как молитва есть сильнейшее оружие против невидимого врага, то он и старается всячески отвлекать от нее человека. Передавал старец такой рассказ: «На Афоне у одного монаха был скворец-говорун, которого монах очень любил, увлекаясь его разговорами. Но вот странно: лишь только монах начнет исполнять свое молитвенное правило, скворец тут и разговорится и не дает молиться монаху. Раз на светлый праздник Воскресения Христова монах подошел к клетке и говорит: “Скворушка, Христос воскресе!” А скворец отвечает: “Вот то-то и беда наша, что воскрес”, — и тут же околел, а в келье монаха разлилось нестерпимое зловоние. Тогда понял монах свою ошибку и раскаялся».

***

Что Бог главнее всего смотрит на внутреннее молитвенное настроение души человека, об этом старец говорил: «Пришел как-то к упомянутому выше отцу игумену Антонию один больной ногами и говорит: “Батюшка, у меня ноги болят, не могу класть поклоны, и это меня смущает”. Отец Антоний ответил ему: “Да уж в Писании сказано: Сыне, даждь ми сердце , а не ноги”».

***

«Отчего люди грешат?» — задавал иногда старец вопрос и сам же решал его: «Или оттого, что не знают, что должно делать и чего избегать, или если знают, то забывают; если же не забывают, то ленятся, унывают. Наоборот, так как люди очень ленивы к делам благочестия, то весьма часто забывают о своей главной обязанности — служить Богу; от лености же и забвения доходят до крайнего неразумия или неведения. Это три исполина — уныние или леность, забвение и неведение, — от которых связан весь род человеческий нерешимыми узами. А затем уже следует нерадение со всем сонмищем злых страстей. Потому мы и молимся Царице Небесной: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от мене, смиреннаго и окаяннаго раба Твоего, уныние, забвение, неразумие, нерадение и вся скверная, лукавая и хульная помышления…».

Поучения преподобного Амвросия Оптинского
собрал схиархимандрит Агапит (Беловидов)

23 октября 2016 г.

Вернуться к новостям

Фотоальбом

Здесь вы найдете фотографии нашего прихода сделанные за много лет. Службы, праздники, общие фотографии с прихожанами.

Подробнее

Завещание схиархим. Гавриила (Зырянова)

Завещание схиархимандрита Гавриила (Зырянова), старца Спасо-Елеазаровой пустыни), cвоим духовным детям.

Скоро, может быть, я умру... Оставляю вам в наследство великое богатство, для всех неоскудеваемое. Его всем хватит, только пусть пользуются и не сомневаются, – будут жить безбедно, кто сумеет его себе присвоить.

1-е. Когда кто почувствует себя грешником и не находит выхода себе, – пусть затворится в келье один, читает Сладчайшему Иисусу Христу канон с акафистом, и плачем утешится уврачеванный.

2-е. Когда кто находится в напастях, каких бы то ни было, пусть читает молебный канон Божией Матери ("Многими содержим напастьми..."), и пройдут для него все напасти безследно, к стыду нападающих на него.

3-е. Когда нуждается кто во внутреннем душе-освящении, – пусть читает со вниманием 17-ю кафизму: и откроются ему внутренние очи... последует потребность осуществить то, что в ней написано... возникнет потребность чаще очищать свою совесть исповедью и причащаться Св. Таин Тела и Крови Христовых... явится добродетель милосердия к другим, чтобы не зазирать их, а страдать о них и молиться. Тогда явится и внутренний страх Божий, в котором проявятся для внутреннего ока души, те заслуги Спасителя, как Он страдал за нас, любя нас... явится и любовь к Нему благодатная, с силою Св. Духа, Который поставляет нас на все подвиги, научает совершать их и терпеть... В терпении нашем мы увидим и восчувствуем в себе пришествие Царства Божия в силе Его, и воцаримся воедино с Господом и обожимся...

Тогда для нас покажется сей мир совсем не тем, каким он нам теперь рисуется. Впрочем, мы его не станем судить, так как судить его будет Иисус Христос, но мы увидим мирскую ложь и грех в нем. Мы увидим и правду, но – только в Спасителе, и будем ее почерпать только в Нем одном.

Ложь! Мы ее видим и не видим... Ложь – это сей век со всеми его прелестями скоропреходящими, ибо все минует и не воротится... Правда же Христова пребудет во век века. Аминь.

Вернуться к новостям

Фотоальбом

Здесь вы найдете фотографии нашего прихода сделанные за много лет. Службы, праздники, общие фотографии с прихожанами.

Подробнее

Митр. Антоний Сурожский: «Я решил прочитать Евангелие, чтобы покончить с верой в Бога»

...Случилось так, что Великим постом какого-то года, кажется, тридцатого, нас, мальчиков, стали водить наши руководители на волейбольное поле. Раз мы собрались, и оказалось, что пригласили священника провести духовную беседу с нами, дикарями. Ну, конечно, все от этого отлынивали, как могли, кто успел сбежать, сбежал; у кого хватило мужества воспротивиться вконец, воспротивился; но меня руководитель уломал. Он меня не уговаривал, что надо пойти, потому что это будет полезно для моей души или что-нибудь такое, потому что, сошлись он на душу или на Бога, я не поверил бы ему. Но он сказал: «Послушай, мы пригласили отца Сергия Булгакова; ты можешь себе представить, что он разнесет по городу о нас, если никто не придет на беседу?» Я подумал: да, лояльность к моей группе требует этого. А еще он прибавил замечательную фразу: «Я же тебя не прошу слушать! Ты сиди и думай свою думу, только будь там».

Я подумал, что, пожалуй, и можно, и отправился. И всё было действительно хорошо; только, к сожалению, отец Сергий Булгаков говорил слишком громко и мне мешал думать свои думы; и я начал прислушиваться, и то, что он говорил, привело меня в такое состояние ярости, что я уже не мог оторваться от его слов; помню, он говорил о Христе, о Евангелии, о христианстве. Он был замечательный богослов, и он был замечательный человек для взрослых, но у него не было никакого опыта с детьми, и он говорил, как говорят с маленькими зверятами, доводя до нашего сознания все сладкое, что можно найти в Евангелии, от чего как раз мы шарахнулись бы, и я шарахнулся: кротость, смирение, тихость — все рабские свойства, в которых нас упрекают, начиная с Ницше и дальше. Он меня привел в такое состояние, что я решил не возвращаться на волейбольное поле, несмотря на то, что это была страсть моей жизни, а ехать домой, попробовать обнаружить, есть ли у нас дома где-нибудь Евангелие, проверить и покончить с этим; мне даже на ум не приходило, что я не покончу с этим, потому что было совершенно очевидно, что он знает свое дело, и, значит, это так…

И вот я у мамы попросил Евангелие, которое у нее оказалось, заперся в своем углу, посмотрел на книжку и обнаружил, что Евангелий четыре, а раз четыре, то одно из них, конечно, должно быть короче других. И так как я ничего хорошего не ожидал ни от одного из четырех, я решил прочесть самое короткое.

И тут я попался; я много раз после этого обнаруживал, до чего Бог хитер бывает, когда Он располагает Свои сети, чтобы поймать рыбу; потому что, прочти я другое Евангелие, у меня были бы трудности; за каждым Евангелием есть какая-то культурная база; Марк же писал именно для таких молодых дикарей, как я, — для римского молодняка. Этого я не знал — но Бог знал. И Марк знал, может быть, когда написал короче других…

И вот я сел читать; и тут вы, может быть, поверите мне на слово, потому что этого не докажешь. Со мной случилось то, что бывает иногда на улице, знаете, когда идешь — и вдруг повернешься, потому что чувствуешь, что кто-то на тебя смотрит сзади. Я сидел, читал, и между началом первой и началом третьей глав Евангелия от Марка, которое я читал медленно, потому что язык был непривычный, вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос…

И это было настолько рази­тельное чувство, что мне пришлось остановиться, перестать читать и посмотреть. Я долго смотрел; я ничего не видел, не слышал, чувствами ничего не ощущал. Но даже когда я смотрел прямо перед собой на то место, где никого не было, у меня было то же самое яркое сознание, что тут стоит Христос, несомненно. Помню, что я тогда откинулся и поду­мал: если Христос живой стоит тут — значит, это воскресший Христос. Значит, я знаю достоверно и лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес, и значит, все, что о Нем говорят, — правда. Это того же рода логика, как у ранних христиан, которые обнаруживали Христа и приобретали веру не через рассказ о том, что было от начала, а через встречу с Христом живым, из чего следовало, что распятый Христос был тем, что говорится о Нем, и что весь предшествующий рассказ тоже имеет смысл.

Ну, дальше я читал; но это уже было нечто совсем другое.
Первые мои открытия в этой области я сейчас очень ярко помню; я, вероятно, выразил бы это иначе, когда был мальчиком лет пятнадцати, но первое было: что, если это правда, значит, все Евангелие — правда, значит в жизни есть смысл, значит, можно жить не для чего иного как для того, чтобы поделиться с другими тем чудом, которое я обнаружил; что есть, наверное, тысячи людей, которые об этом не знают, и что надо им скорее сказать. Второе — что если это правда, то все, что я думал о людях, была неправда; что Бог сотворил всех; что Он возлюбил всех до смерти включительно; и что поэтому даже если они думают, что они мне враги, то я знаю, что они мне не враги.

Помню, на следующее утро я вышел и шел как в преображенном мире; на всякого человека, который мне попадался, я смотрел и думал: тебя Бог создал по любви! Он тебя любит! ты мне брат, ты мне сестра; ты меня можешь уничтожить, потому что ты этого не понимаешь, но я это знаю, и этого довольно… Это было самое разительное открытие.

Дальше, когда продолжал читать, меня поразило уважение и бережное отношение Бога к человеку; если люди готовы друг друга затоптать в грязь, то Бог этого никогда не делает. В рассказе, например, о блудном сыне: блудный сын признаёт, что он согрешил перед небом, перед отцом, что он недостоин быть его сыном; он даже готов сказать: прими меня хоть наемником… Но если вы заметили, в Евангелии отец не дает ему сказать этой последней фразы, он ему дает договорить до «я недостоин называться твоим сыном» и тут его перебивает, возвращая обратно в семью: принесите обувь, принесите кольцо, принесите одежду… Потому что недостойным сыном ты можешь быть, достойным слугой или рабом — никак; сыновство не снимается. Это третье.

А последнее, что меня тогда поразило, что я выразил бы тогда совершенно иначе, вероятно, это то, что Бог — и такова природа любви — так нас умеет любить, что готов с нами разделить все без остатка: не только тварность через Воплощение, не только ограничение всей жизни через последствия греха, не только физические страдания и смерть, но и самое ужасное, что есть, — условие смертности, условие ада: боголишенность, потерю Бога, от которой человек умирает. Этот крик Христов на кресте: Боже Мой! Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил? — эта приобщенность не только богооставленности, а боголишенности, которая убивает человека, эта готовность Бога разделить нашу обезбоженность, как бы с нами пойти во ад, потому что сошествие Христово во ад — это именно сошествие в древний ветхозаветный шеол, то есть то место, где Бога нет… Меня так поразило, что, значит, нет границы Божией готовности разделить человеческую судьбу, чтобы взыскать человека.

И это совпало — когда очень быстро после этого я уже вошел в Церковь — с опытом целого поколения людей, которые до революции знали Бога великих соборов, торжественных богослужений; которые потеряли всё — и Родину, и родных, и, часто, уважение к себе, какое-то положение в жизни, дававшее им право жить; которые были ранены очень глубоко и поэтому так уязвимы, — они вдруг обнаружили, что по любви к человеку Бог захотел стать именно таковым: беззащитным, до конца уязвимым, бессильным, безвластным, презренным для тех людей, которые верят только в победу силы. И тогда мне приоткрылась одна сторона жизни, которая для меня очень много значит. Это то, что нашего Бога, христианского Бога, можно не только любить, но можно уважать; не только поклоняться Ему, потому что Он — Бог, а поклоняться Ему по чувству глубокого уважения, другого слова я не найду.

Из автобиографии митрополита Антония (Блума)

Вернуться к новостям

Фотоальбом

Здесь вы найдете фотографии нашего прихода сделанные за много лет. Службы, праздники, общие фотографии с прихожанами.

Подробнее


Напишите нам

Наш адрес:

196634, г.Санкт-Петербург, пос.Шушары, ул.Ростовская, д.11-а

Телефон храма

+7 (911) 921-27-75

Пожертвовать на храм